ВС РФ: порядок оценки заявок устанавливают в зависимости от объекта закупки по Закону N 223-ФЗ
Участник закупки проектных работ пожаловался, что порядок оценки заявок по показателю «деловая репутация» не позволяет выявить квалификацию участников. Он не связан с объектом закупки. Деловую репутацию оценивали на основании:
— лицензий в сфере охраны (сохранения) объектов культурного наследия, а именно: сколько непрерывных лет участник ей обладает;
— письменного обоснования перерыва между сроками действия лицензий (при наличии);
— документов о дате создания организации-участника.
Без подтверждающих документов баллы не начисляли. Контролеры и суды трех инстанций признали порядок оценки формальным, поскольку он:
— не связан ни с квалификацией участника, ни с объектом закупки;
— не определяет уровень деловой репутации. Его нельзя выявить по наличию лицензий.
Суды также отметили, что обоснование перерыва допускает субъективное толкование. Неясно, как оценивать его причины. ВС РФ не стал пересматривать дело.

Суды: у заказчика закончились деньги — оснований не платить за услуги по госконтракту нет
Стороны заключили контракт на услуги по приготовлению и поставке горячего питания в спецприемник по цене исходя из его среднесуточной наполняемости. Обязательства выполняли по заявкам. Исполнитель обратился в суд, поскольку заказчик не оплатил часть услуг. Суды трех инстанций его поддержали:
— наполняемость приемника оказалась больше, чем определили в контракте, поэтому деньги на оплату потратили до окончания срока его действия. Несмотря на это, заказчик продолжал направлять заявки на услуги, а исполнитель их оказывать;
— факт оказания услуг доказали. Претензий по объему и качеству заказчик не заявил;
— социально значимые услуги оказывают бесперебойно. Недостаток финансирования не должен на это влиять. Такая причина не повод не оплачивать фактически оказанные услуги.
С заказчика взыскали основной долг и неустойку за просрочку оплаты. Сходную позицию недавно высказывал, в частности, ВС РФ.

КС РФ указал, когда победителя госзакупки могут счесть недобросовестным и обязать вернуть деньги
Контролеры выяснили, что победитель закупки вопреки ее условиям подал заявку на участие в аукционе без правильно оформленной лицензии на оказание услуг. Это сочли недобросовестной конкуренцией. Суды согласились с такой трактовкой, ведь другие участники с надлежащим разрешением не смогли выиграть закупку. Победителя обязали вернуть в бюджет доход по частично исполненному контракту. Он отказался и дошел до КС РФ. КС РФ среди прочего назвал обстоятельства, при которых участие в аукционе без правильно оформленной лицензии и исполнение контракта, заключенного по его итогам, нельзя считать недобросовестной конкуренцией. Речь идет о таких обстоятельствах:
— комиссия по закупкам может выявить подобное нарушение условий аукциона при обычной внимательности и осмотрительности;
— участник закупки специально не скрывал свое несоответствие требованиям закупки.
Участника можно обвинить в недобросовестной конкуренции, если он ввел заказчика в заблуждение, чтобы получить конкурентное преимущество, и тем самым затруднил работу комиссии по выбору поставщика. Пример таких действий — в заявке указали заведомо ложные сведения и приложили к ней подложные документы. Если действия победителя закупки признают недобросовестной конкуренцией, от него могут потребовать перечислить в бюджет все полученное по контракту.