С 1 января 2021 года лицензии на осуществление отдельных видов деятельности будут выдаваться в электронной форме
Федеральным законом устанавливается переход к «реестровой модели» в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, предполагающей отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. При этом доступ к реестру лицензий является открытым и общедоступным.
При необходимости заинтересованные лица смогут получить выписку из реестра лицензий на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Предусмотрена возможность осуществления конкретных видов лицензируемой деятельности не по месту, указанному в лицензии, без ее переоформления
По смыслу действующей редакции Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до переоформления лицензии не допускается.
Новым Законом установлено, в частности, что положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии. В случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не требуют переоформления лицензии, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу.

Исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти, не будет приостанавливаться при принятии к производству арбитражного суда заявления о его обжаловании
Исключение из этого правила может быть предусмотрено судебным актом.
Приостановление действия предписания создает предпосылки к невозможности оперативного устранения выявленных нарушений и, как следствие, созданию неблагоприятных конкурентных условий на соответствующем товарном рынке.

Установлена административная ответственность за незаконную реализацию билетов на зрелищные мероприятия, в том числе их перепродажу по завышенным ценам
КоАП РФ дополнен статей 14.4.3, устанавливающей штрафные санкции:
— за реализацию лицами, не обладающими правами на реализацию, билетов, абонементов и экскурсионных путевок (за исключением их однократной продажи без наценки гражданином в случае приобретения для использования в личных целях);
— за реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок по завышенным ценам;
— за реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок с оказанием их покупателю сопутствующих услуг, общая стоимость которых составляет 10 и более процентов указанной в билете (абонементе, путевке) цены.

С 1 января 2020 года усиливается контроль за внесением сведений о результатах специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ
Закреплена обязанность организаций, проводящих специальную оценку условий труда, по передаче в ФГИС СОУТ определенных сведений и получению для предстоящей специальной оценки условий труда идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчет о ее проведении.
В отчет о проведении специальной оценки условий труда также будут включаться замечания и возражения работника относительно ее результатов, представленные в письменном виде.
Установлены содержание и порядок передачи организацией информации, касающейся проведения специальной оценки условий труда, в Минтруд России.
В случае выявления фактов несоблюдения установленных требований деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений.
Конкретизированы правила использования методик (методов) измерений, состав подлежащих измерению вредных и или опасных факторов производственной среды.

С 1 июля 2020 года будут усилены требования к использованию электронной подписи
Федеральным законом:
— введено понятие «доверенная третья сторона» — это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами и иные функции;
— установлен порядок аккредитации доверенной третьей стороны;
— определены условия признания электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях;
— существенно увеличены требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) удостоверяющего центра, а также к финансовому обеспечению ответственности за убытки, причиненные третьим лицам вследствие их доверия к информации, указанной в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном таким удостоверяющим центром, или информации, содержащейся в реестре сертификатов, который ведет такой удостоверяющий центр;
— прописан порядок проведения внеплановых проверок аккредитованных удостоверяющих центров, доверенных третьих сторон;
— регламентированы процедуры использования квалифицированной электронной подписи при участии в различных правоотношениях (в т.ч. правоотношениях физического, юридического лица и лиц, замещающих госдолжности и др.);
— установлен порядок оформления доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи.

Подписан закон, значительно расширяющий спектр нотариальных действий, совершаемых с применением цифровых технологий
Действие закона распространяется на нотариусов, Федеральную нотариальную палату, а также лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий или которым предоставляются результаты совершения нотариальных действий.
Внесенными изменениями, в частности:
— обеспечивается возможность автоматизированной проверки информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной на документе;
— определяются правила взаимодействия единой информационной системы нотариата с иными информационными системами;
— допускается право нотариуса устанавливать личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, посредством единой биометрической системы;
— обеспечивается возможность представления сведений об открытии наследственного дела с использованием сети «Интернет»;
— предусматривается возможность удаленного обращения лиц за совершением нотариального действия, в числе которых свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, принятие в депозит денежных средств и ценных бумаг, взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса, выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
— устанавливается возможность удостоверения сделки двумя и более нотариусами посредством единой информационной системы нотариата;
— расширяется перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов (в указанный перечень включены договоры поручительства, предусматривающие солидарную ответственность поручителя по кредитному договору, а также договоры об оказании услуг связи в случае неисполнения обязательств по оплате услуг в сроки, установленные в договоре, при наличии в указанных договорах условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса).