Госзаказчик ограничил предмет договора для оценки опыта — кассация не нашла нарушений
Заказчик закупал работы по строительству автодороги. Для оценки опыта он принимал договоры на строительство, реконструкцию автодорог, а также комплексные контракты, которые включали подобные работы. Контролеры и суд первой инстанции решили, что по положению об оценке следует учитывать также договоры на капремонт и снос. Апелляция и кассация с ними не согласились:
- спорные договоры правильно не учитывали, поскольку они не относятся к предмету будущего контракта. Для оценки опыта надо выбирать те, которые связаны и сопоставимы с ним. Договоры на снос и капремонт нельзя считать таковыми;
- заказчик приобретал работы по строительству сложного объекта. Его безопасное функционирование может гарантировать только подрядчик с опытом строительства;
- по условиям закупки работы авансируют. Если заключить контракт с тем, кто имеет опыт работ только на капремонт или снос, есть риск того, что после получения аванса подрядчик выполнит лишь подготовительные мероприятия. Из-за отсутствия опыта работ по строительству, реконструкции он не сможет должным образом исполнить контракт в основной части.
Отметим, в практике можно встретить иное мнение.
Читать материал полностью
Суды поддержали поставщика, который не смог исполнить госконтракт из-за санкций
В августе 2022 года стороны заключили контракт на поставку оборудования. Заказчик не получил товар в срок и отказался от сделки. Поставщику направляли претензии с требованием поставить продукцию и уплатить неустойку, но он этого не сделал. Суды не взыскали неустойку, решив, что заказчику следовало ее списать:
- вовремя исполнить контракт помешали санкции в отношении китайских компаний. Поставщик планировал закупить у них компоненты для производства и поставки оборудования. Ограничения ввели в октябре 2022 года, т.е. после заключения сделки;
- поставщик принимал все меры для надлежащего исполнения обязательств. Он заранее договорился с контрагентом о поставке комплектующих, но сделка сорвалась. Другие контрагенты ответили, что из-за санкций не смогут привезти продукцию или сделают это позже, чем нужно. Заказчику о сложностях сообщали;
- УФАС не включило сведения о поставщике в РНП, поскольку не увидело недобросовестного поведения;
- в 2022 году поставщик заключил более 30 однотипных контрактов. До прекращения поставок из Китая часть из них исполнили. По неисполненным и расторгнутым сделкам неустойку списали.
Суды также отметили, что отсутствие письменных доказательств форс-мажора, например заключения ТПП, не мешает в подобных случаях списать неустойку по Правилам N 783.
Читать материал полностью
Суд: твердая цена госконтракта не мешает взыскать переплату по результатам контрольных обмеров
Стороны заключили 3 контракта на капремонт. По итогам контрольного обмера выявили расхождения между фактическим и оплаченным по КС-2 и КС-3 объемом выполненных работ. Контрагент добровольно переплату не вернул. Заказчик обратился в суд. Три инстанции увидели на стороне подрядчика неосновательное обогащение:
- установление твердой цены контрактане означает, что результат оплачивают независимо от объема выполненных работ и примененных материалов. Уменьшение объемов влечет соразмерное снижение цены;
- действия сторон частноправового характера (подписание актов приемки, соглашений и т.п.) сами по себе не могут нивелировать публично значимые цели.
Довод подрядчика о том, что он не участвовал в составлении актов контрольных обмеров, отклонили. Суды признали их относимыми и допустимыми доказательствами, достоверность которых подрядчик не опроверг.
Читать материал полностью