ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКИ В ГОСЗАКУПКАХ: ОБЗОР ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Опубликовано постановление правительства с правилами контроля в госзакупках. Они действуют с 8 октября 2020 года, за исключением отдельных положений. Определили порядок, сроки проведения плановых и внеплановых проверок, а субъектов контроля разделили по группам риска. Подробнее об этом в нашем обзоре.

Кого проверяют

Правила применяются к субъектам контроля по ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

— заказчики всех уровней: федеральные, региональные и муниципальные;

— контрактные службы и управляющие;

— комиссии по закупкам;

— операторы электронных площадок. Оператор ЕАТ «Березка» в число субъектов контроля не входит. Обжаловать его действия (бездействия) нужно в суде.

Правила контроля

По документу контролеры проводят плановые и внеплановые проверки. Они взаимодействуют с субъектами контроля по почте (в том числе электронной) или по факсу. После проверки могут выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, в том числе об аннулировании закупки.

Контролеры привлекут правоохранительные органы, если им мешают в получении информации и документов о закупке. Например, если заказчик откажется пускать проверяющих в помещение.

Все права и обязанности субъектов контроля и проверяющих перечислены в главах III и IV правил.

Внеплановая проверка займет не больше 10 рабочих дней со дня принятия решения о ней. Для закупок с гостайной — не более 20 рабочих дней.

При необходимости (например, когда нужна допинформация), сроки могут увеличить однократно не более чем на 10 рабочих дней. Об этом контролеры оповестят в реестре проверок и (или) в ЕИС. После 1 июля 2021 года уведомлять по почте и факсу не будут.

Основания для проверки перечислены в главе V правил. Это может быть, например, жалоба участника закупки, даже если ее вернут без рассмотрения.

Плановая проверка займет не больше 20 рабочих дней со дня начала ее проведения. Ее могут продлить однократно не более чем на 20 рабочих дней. Порядок оповещения тот же, что и при внеплановых проверках. Плановые проверки проводятся с периодичностью согласно ч. ч. 13 и 14 Закона N 44-ФЗ.

Такие проверки проводятся по плану, который утвержден руководителем контрольного органа на год. На их частоту повлияет то, к какой группе риска относится субъект контроля.

Контролеры проверят закупки за последние 3 года. Сделают они это в 2 этапа: сначала незавершенные закупки, потом — те, по которым заключены контракты.

Как определят группу риска субъекта контроля

Предусмотрели 3 группы риска. Их определяют на основании критериев по балльной системе оценок:

высокая — от 60 до 100 баллов включительно;

средняя — от 30 до 60 баллов включительно;

низкая — до 30 баллов включительно.

На отнесение к той или иной категории риска повлияет, например, количество случаев неисполнения предписаний контролеров. Критерии и категорию риска определят по установленным формулам. Такой порядок заработает с 1 июля 2022 года.

Документ: Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576

*********
ФАС НАПОМНИЛА, КАКИЕ ВЫВОДЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ПОСТАВЩИКА В РНП
ФАС напомнила управлениям, что учитывать при включении поставщика в РНП в сложных случаях: истекший срок контракта, выход учредителя из состава общества на момент нарушения контракта, отсутствие в ЕИС информации об одностороннем расторжении контракта.

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, когда срок действия контракта уже истек

ФАС сообщила: при рассмотрении вопроса о включении поставщика в РНП нужно учитывать:

— из-за чего именно заказчик решил расторгнуть контракт в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контракта;

— давал ли заказчик поставщику возможность устранить нарушения в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Продолжал ли на тот момент действовать контракт, значения для включения в РНП не имеет. Той же позиции придерживается Верховный суд: окончание срока действия контракта не значит, что поставщика нельзя включить в РНП (п. 1 Письма).

Учредитель, участник или акционер не был в составе компании поставщика на момент нарушения контракта

ФАС напомнила: КС РФ признал незаконным включение в РНП учредителя, участника или акционера, если они не были в составе общества на момент нарушения контракта или уклонения от его исполнения (п. 2 Письма).

Заказчик нарушил процедуру уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта

По Закону N 44-ФЗ заказчик должен уведомить поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта следующим образом:

— разместив в ЕИС решение об одностороннем отказе;

— направив решение по почте заказным письмом;

— иным способом, который обеспечивает фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

ФАС напомнила о позиции Верховного суда: для расторжения договора достаточно доставки сообщения поставщику любым способом. В ЕИС информацию размещают для открытости и прозрачности закупок (п. 3 Письма).

Документ: Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20

*********

Если у Вас возникнут вопросы – Вы всегда можете обратиться на линию консультаций по телефону 8 (391) 245-88-45 или к сопровождающему Вашу компанию сотруднику группы компаний «Правовая информатика».

[unsubscribe_url] от рассылки