БИЗНЕСУ ДАДУТ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕ СОБЛЮДАТЬ ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ ВНЕДРЯТЬ ЦИФРОВЫЕ ИННОВАЦИИ
28 января 2021 года вступит в силу закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. Данные режимы позволят бизнесу сократить время и затраты на разработку, апробацию и внедрение новых технологий, а также снизить юридические риски.

Что такое экспериментальный правовой режим

Данный режим подразумевает временное применение специального регулирования вместо общего. Речь идет о случае, когда последнее существенно затрудняет внедрение цифровых инноваций или делает его невозможным.

Режим будет применяться только в отношении его участников по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций.

Устанавливать экспериментальный правовой режим смогут на федеральном и региональном уровне, чтобы достичь хотя бы одну из целей. Среди них следующие:

— появление новых способов вести бизнес;

— развитие конкуренции;

— расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг.

В каких областях смогут установить экспериментальный правовой режим

Экспериментальный правовой режим смогут устанавливать, например, в следующих сферах:

— медицинская и фармацевтическая деятельность;

— эксплуатация ТС;

— транспортные и логистические услуги;

— сельское хозяйство;

— финансовый рынок;

— дистанционная торговля товарами, работами и услугами;

— строительство, эксплуатация зданий, сооружений.

Отметим, что ЦБ РФ еще с 2018 года устанавливает подобные правовые режимы в отношении финансовых продуктов.

Как предложить установить экспериментальный правовой режим

Компания или ИП сможет внести инициативное предложение. Инициаторов может быть несколько, но все они должны отвечать ряду требований. Например, по общему правилу у них не должно быть недоимки по налогам и сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший календарный год. Речь идет о суммах, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов инициатора согласно бухотчетности за последний отчетный период.

Адресат предложения — уполномоченный орган.

В предложении потребуется описать планируемое специальное регулирование, меры по минимизации рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека и пр. Нужно будет приложить проект программы экспериментального правового режима и документы, перечень которых утвердят отдельно.

Кроме того, можно будет присоединиться к уже установленному режиму.

Документ: Федеральный закон от 31.07.2020 N 258-ФЗ

***********
5 ДОВОДОВ ЗА НАЛОГОВУЮ РЕКОНСТРУКЦИЮ И 1 ПРОТИВ: ПРАКТИКА СУДОВ ЗА 2019 — 2020 ГОДЫ
Долгое время ситуация с необоснованной налоговой выгодой была предсказуемой. Если налоги доначисляли, то можно было добиться учета реальных или расчетных затрат. С появлением ст. 54.1 НК РФ Минфин и ФНС утверждают, что инспекторы не обязаны проводить налоговую реконструкцию. Суды пока не пришли к единому мнению. Однако в практике появляется все больше доводов, которые помогут в споре с налоговой. 

Вычеты отдельно, расходы отдельно

В судебной практике встречаются примеры, когда суды по тем или иным причинам приходят к выводу: даже «сняв» вычеты НДС из-за выполнения операции не указанным в договоре лицом, инспекция обязана провести налоговую реконструкцию. Основой такого подхода является тот факт, что исполнение сделки иным лицом говорит об отсутствии реальных операций с названным в договоре контрагентом. Это, в свою очередь, ведет к отказу в вычете, но не может означать отказа в учете расходов.

Особо выделить можно следующие доводы. 

Цель законодателя

Разбираясь в том, как нужно применять ст. 54.1 НК РФ, суды обращают внимание на пояснительную записку к законопроекту, в котором появилась эта статья, и решение Комитета по бюджету и налогам. Речь шла о том, чтобы закрепить положительные элементы правоприменительной практики и обеспечить преемственность подхода ВАС РФ. Таким образом, новая норма не должна была изменить судебную практику.

Подобное обоснование последнее время встречалось в постановлениях АС Западно-Сибирского округа и 7-го ААС, а также в решении АС Кемеровской области.

7-й ААС также отметил: в период, к которому относятся спорные операции, ст. 54.1 НК РФ не было. Соответственно, при решении спорных вопросов нужно исходить из сложившейся тогда практики.

Основы налогового законодательства

В мотивировочной части судебных актов можно встретить и другой довод: ситуация, когда инспекция не выясняет действительные налоговые обязательства проверяемого лица, а просто снимает расходы и доначисляет налоги, противоречит основам налогового законодательства. Так, в Конституции и НК РФ закреплено, что налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

Об этом говорится в постановлениях АС Западно-Сибирского округа и АС Уральского округа

Дискриминация

Еще одной распространенной причиной, по которой суды выступают за налоговую реконструкцию, является устранение дискриминации. Получается, если налогоплательщик не представит вообще никаких документов, подтверждающих расходы, инспекция расчетным путем определит его обязательства по налогу на прибыль. Если же следовать подходу налоговиков, то при представлении формальных документов организации в принципе запретят учитывать какие-либо затраты по сделкам. Иными словами, она окажется в худшем положении.

Этот довод встречался в постановлениях АС Западно-Сибирского округа и 7-го ААС

Налоговые обязательства по КС РФ

Остается актуальным и давно сформированный подход высших судов, в том числе Конституционного: в ходе выездной проверки инспекция должна определить реальные налоговые обязательства проверяемого. Если расходы экономически обоснованы, то отказ в их учете по формальному признаку приводит к тому, что действительные налоговые обязательства искажаются. Положения НК РФ не допускают, чтобы налогоплательщику были доначислены суммы налогов в большем размере, чем установлено законом.

Ссылка на этот подход высших судов и соответствующие акты есть в постановлениях АС Западно-Сибирского округа и 7-го ААС.

Отсутствие запрета на реконструкцию в ст. 54.1 НК РФ

Иногда суды исходят из языкового толкования названия и содержания ст. 54.1 НК РФ. Из формулировки положения следует: когда фактически обязательство исполнило другое лицо, налогоплательщик не вправе получить выгоду по недостоверным документам. Однако это положение не освобождает инспекцию от обязанности проверить, осуществлялись ли в действительности какие-то хозяйственные операции, а также выявить их экономический смысл и размер налоговых обязательств. Причем запрета определить их расчетным путем в норме нет.

Подобная мотивировка встречается у 7-го ААС и у АС Кемеровской области.

***********
КАК ИЗМЕНИТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ: ОБЗОР ЗАКОНА
Государственную кадастровую оценку будут проводить с другой периодичностью. По-новому станут исчислять сроки применения кадастровой стоимости. Скорректируют правила исправления ошибок, допущенных при ее определении. Введут обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.

Как изменится периодичность государственной кадастровой оценки

Очередную государственную кадастровую оценку (далее — ГКО, оценка) будут проводить через 4 года с года последней оценки. Города федерального значения смогут сократить этот срок вдвое.

Сейчас очередную ГКО по общему правилу проводят не чаще одного раза в 3 года, но не реже одного раза в 5 лет. В городах федерального значения нельзя переоценивать недвижимость чаще одного раза в 2 года.

Новые правила начнут применяться:

— с 1 января 2022 года — в отношении земельных участков;

— с 1 января 2023 года — в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

Напомним, в 2020 году в Москве из-за коронавируса не будут проводить запланированную кадастровую оценку. Подробнее об этом в нашей новости.

Какой будет периодичность оценки до того, как заработают новые правила

До начала применения новых правил очередную ГКО будут проводить не ранее чем через 3 года (в городах федерального значения — не ранее чем через 2 года) и не позднее чем через 5 лет. Срок исчисляется с года последней ГКО.

Оценки не будет, если решение о ее проведении приняли менее чем за 6 месяцев до 1 января года, когда она должна состояться.

Отметим, что в 2022 году во всех субъектах РФ оценку земельных участков проведут без учета ограничений ее периодичности. В 2023 году то же самое коснется зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

Как будут исчисляться сроки применения кадастровой стоимости

Сведения о кадастровой стоимости, которые внесены в ЕГРН, будут применяться, в частности, с 1 января года:

— следующего за годом, когда вступил в силу акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Кстати, данный акт будет вступать в силу по истечении месяца после дня его обнародования;

— следующего за годом, когда вступил в силу акт о внесении изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости. Речь идет о случае, если кадастровая стоимость увеличилась;

— в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, но не ранее даты постановки объекта на государственный кадастровый учет. Это положение будет применяться, если заявление удовлетворено.

Сейчас сведения о кадастровой стоимости по общему правилу применяются со дня, когда вступил в силу акт об утверждении результатов ГКО.

Как можно будет исправить ошибки в определении кадастровой стоимости

Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости.

Сейчас обратиться за исправлением ошибок можно, пока кадастровая стоимость актуальна.

Рассматривать заявление об исправлении ошибок будут, как и сейчас, в течение 30 календарных дней со дня его поступления. Однако новый закон не предусматривает возможности продлить срок рассмотрения.

Есть и другие новшества в правилах исправления ошибок. Изменения начнут действовать с 1 января 2021 года.

Как можно будет установить кадастровую стоимость в размере рыночной

Устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной по заявлению заинтересованных лиц будет бюджетное учреждение. Сейчас это делает специальная комиссия (если она создана в субъекте РФ) или суд. Причем соблюдение досудебного порядка не обязательно.

Заявление можно будет подать в бюджетное учреждение или МФЦ в период с даты постановки объекта на государственный кадастровый учет до даты снятия с этого учета. При этом потребуется уложиться в 6-месячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта. Эта дата должна быть указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости.

Решение бюджетного учреждения можно будет оспорить в суде по КАС РФ. Одновременно с этим заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной можно будет подать в суд.

Действующие правила рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости утратят силу с 1 января 2023 года. Однако перейти на работу по новым правилам субъект РФ сможет и раньше.

Документ: Федеральный закон от 31.07.2020 N 269-ФЗ

***********

Если у Вас возникнут вопросы – Вы всегда можете обратиться на линию консультаций по телефону 8 (391) 245-88-45 или к сопровождающему Вашу компанию сотруднику группы компаний «Правовая информатика».



[unsubscribe_url] от рассылки